Никто не услышит?

Специально пишу этот материал по-русски. Просто я не берусь переводить на белорусский язык тексты "Чайфа". Тот концерт, который они выдали (не "дали", а именно "выдали"!) во Дворце спорта 3 апреля, забыть трудно. Я до сих пор хожу, пританцовывая. И до сих пор не понимаю, почему "Чайф" не запретили в Беларуси.

Специально пишу этот материал по-русски. Просто я не берусь переводить на белорусский язык тексты "Чайфа". Тот концерт, который они выдали (не "дали", а именно "выдали"!) во Дворце спорта 3 апреля, забыть трудно. Я до сих пор хожу, пританцовывая.

И до сих пор не понимаю, почему "Чайф" не запретили в Беларуси.

Излишне говорить, что весь Дворец спорта был забит под завязку. Люди сидели даже в проходах. Я до сих пор не понимаю, как Дворец спорта выдержал эти песни, которые, вместе с "Чайфом" пели белорусские зрители. Иногда казалось, что потолок рухнет от того, с каким энтузиазмом подпевал Минск екатеринбургским музыкантам.

Владимир Шахрин (как я понял, сам он против того, чтобы его называли Володей — он также прошелся по этой теме) проявил удивительную осведомленность в белорусских реалиях. Да, конечно, белорусов и белорусок он называл "белорусскими парнями и белорусскими девушками". Но саму страну он не называл иначе, как "Сказочная страна" или "Сказочное королевство". Видимо, он прекрасно понял, что то, что показывают по телевизору, и то, что реально существует в Беларуси — две разные вещи.

Может быть, поэтому "Чайф" пел песни 90-х годов, которые так стильно и актуально ложатся на белорусскую действительность? Может. Шахрин все-таки насмотрелся БТ?

"Запил сосед, у них на фабрике стачка.
С чаем беда, осталась одна пачка
"…

Да действительно, большинство поклонников "Чайфа" составляли люди интеллигентные, образованные, и прекрасно знающие о том, что количество забастовок в Беларуси увеличилось. И даже те, кто не пришел на "Чайф" знают о повышении цен, и о том кризисе, который мы до сих пор не пережили.

"На кухне записка: "Не жди, останусь у Гали".
По телеку рядятся, как дальше жить…."

Шахрин отходит от микрофона, а зал продолжает песню.

"Достали!!!", — орет зал.

Шахрин подходит к микрофону и говорит: "Заметьте, это не я сказал!"

Он прекрасно чувствует зал, прекрасно чувствует настроение, и прекрасно знает, что происходит в Беларуси, — простой екатеринбургский музыкант. Может, он действительно насмотрелся белорусского телевидения?

"На первом концерте в Минске я выбросил из окна телевизор. Я не советую выбрасывать сейчас телевизоры, потому что "плазма" полетит по воздуху, как фанера. А тогда я выбросил ламповый телевизор. И он хорошо взорвался", — шутит Шахрин со сцены.

И песня "Внеплановый концерт". Тоже из 90-х.

"По телевизору транслировали речь президента…"

Зал замолкает, слышен свист.

"Я нажал на кнопку, и перешел на "ты".

И зал просто взрывается аплодисментами.

Вообще, в этот концерт телевидению (не знаю, персонально БТ, или "зомбоящику" вообще) изрядно досталось. По окончании концерта Шахрин искренне благодарил всех, кто "оторвался от телевизора, и смог прийти на концерт". И специально для ребенка, которого привел на концерт папа, и держал его на плечах, Шахрин спел "Аргентина — Ямайка — пять-ноль". И выразил надежду, что ребенок не будет сидеть у телевизора, а будет ходить на футбол. Ребенку было примерно пять лет.

"Зачем тебе знать, когда он уйдет,
Зачем тебе знать, о чем он поет.
Зачем тебе знать то, чего не знает он сам.
Зачем тебе знать, кого он любил,
Зачем тебе знать, о чем он просил.
Зачем тебе знать то, о чем он молчит
"…

Пел Шахрин. И я не знаю, то ли это предупреждение белорусскому КГБ, то ли просто так.

Стоит также отметить публику. Ни за что не думал, что нынешние 20-летние молодые люди с энтузиазмом будут подпевать:

"На детском рисунке домик с трубой.
Фидель Михаилу машет рукой
".

Ну, откуда нынешние молодые люди знают, кто такой Михаил Горбачев и Фидель Кастро? Откуда они могут знать о наших взаимоотношениях с Кубой в период 80-х и 90-х годов? Откуда они могут знать то, что я пережил 20 лет назад, когда многих из них даже в проекте не было? Нет, знают. И прекрасно знают. И поют, и подпевают. И потолок Дворца спорта чуть ли не рушится от их подпевок.

И — опять же — напоминание белорусской власти. "Сегодня умрешь — завтра скажут "Поэт".

"Поплачь о нем, пока он живой.
Люби его, таким, какой он есть
".

Насколько я помню (может, и неправильно помню), эта песня была написана на смерть Виктора Цоя. Цой и песня "Перемен" сейчас запрещены в ротации на белорусских FM-станциях. Хотя песня "Перемен" была написана всего лишь о школьных переменах. И Цой об этом говорил. Но все равно воспринимается, как песня о "черных списках" запрещенных белорусских музыкантов.

И, как итог:

"А не спеши ты нас не любить.
А не считай победы по дням.
Если нам сегодня с тобой не прожить,
То кто же завтра полюбит тебя".

Извините, что, может быть, излишне политизировано. Но таково мое восприятие этого концерта. Хотя там были и другие, очень душевные песни. Типа "Колыбельной", "Оранжевого настроения", "17 лет" и так далее…

Впрочем, концерт прошел на одном дыхании без перерыва. Бывает, что попрыгав и сбив ладони аплодисментами выходишь и говоришь: "Классно, но я уже устал". Не в этом случае. Не устал, готов слушать, петь и прыгать еще три часа, и даже курить за два с половиной часа ну никак не захотелось.

Таково мое субъективное впечатление от концерта, а кому не понравилось, скажу:

"Люби его, таким, какой он есть".